Синонимы в прозе


ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

32 урока / 48 уроков 1

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1/1)

      Урок 1. Литература как искусство слова.

МИФОЛОГИЯ (1/3)

      Урок 2. Мифы об искусстве «Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».
      Урок 3. Художественный образ в мифе 2.
      Урок 4. Славянская мифология.

ФОЛЬКЛОР (2/3)

      Урок 5. Фольклор и народная словесность. Русские пословицы из собрания В. И. Даля.
      Урок 6. Русские народные сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль».
      Урок 7. Творческая работа с использованием пословиц, поговорок или загадок.
      

ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА (4/5)

      Урок 8. Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
      Урок 9. Авторская позиция в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
      Урок 10. Сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева».
      Урок 11. Силы добра и зла в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева».
      Урок 12. Урок внеклассного чтения по литературным сказкам.

ПРАКТИКУМ
АННОТАЦИЯ (1/1)

      Урок 13. Аннотация.

ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (1/2)

      Урок 14. Древнерусские летописи. «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке».
      Урок 15. Сказание о белгородском киселе.

ЖАНР БАСНИ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (2/3)

      Урок 16. Жанр басни в античной литературе. Басни Эзопа, Федра.
      Урок 17. Басни Ж. де Лафонтена и Г. Э. Лессинга.
      Урок 18. Басни А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева.

И. А. КРЫЛОВ (2/3)

      Урок 19. Басни И. А. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне».
      Урок 20. Басенные образы. «Квартет», «Свинья под Дубом».
      Урок 21. Выразительное чтение басен И. А. Крылова.

А. С. ПУШКИН (4/6)

      Урок 22. Стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», «Няне», «Зимнее утро».
      Урок 23. Природа и человек в стихотворениях А. С. Пушкина.
      Урок 24. Образ царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.
      Урок 25. Образ королевича Елисея в сказке А. С. Пушкина.
      Урок 26. «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина.
      Урок 27. Итоговый урок. Выразительное чтение произведений А. С. Пушкина.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ (2/3)

      Урок 28. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино».
      Урок 29. Образ исторического события в стихотворении.
      Урок 30. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана».

Н. В. ГОГОЛЬ (3/4)

      Урок 31. Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
      Урок 32. Фантастические события в повести.
      Урок 33. Мир Диканьки.
      Урок 34. Урок внеклассного чтения по повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место».

ОБРАЗ ВРЕМЕНИ ГОДА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ(1/2)

      Урок 35. Образ времени года в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.
      Урок 36. Описание любимого времени года с использованием цитат.

И. С. ТУРГЕНЕВ (3/4)

      Урок 37. Повесть И. С. Тургенева «Муму».
      Урок 38. Образ Герасима.
      Урок 39. Образ исторического времени в повести.
      Урок 40. Смысл названия повести.

 Н. А. НЕКРАСОВ (1/2)

      Урок 41. Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».
      Урок 42. Выразительное чтение произведений Н. А. Некрасова.

ПРАКТИКУМ
      ЗАГЛАВНЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (1/2)

      Урок 43. Заглавный образ в литературном произведении.
      Урок 44. Письменная характеристика заглавного образа с использованием цитат.

Л. Н. ТОЛСТОЙ (3/4)

      Урок 45. Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».
      Урок 46. Образы горцев.
      Урок 47. Образы Жилина и Костылина.
      Урок 48. Итоговый урок. Анализ письменных работ учащихся.

ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ

36 уроков / 54 урока

А. П. ЧЕХОВ (1/2)

      Урок 49. Рассказ А. П. Чехова «Мальчики».
      Урок 50. Рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия».

ПРАКТИКУМ
      ОТЗЫВ О ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ (1/1)

      Урок 51. Письменный отзыв о литературном произведении.
      Урок 52. Анализ письменных отзывов о самостоятельно прочитанном произведении.

ОБРАЗ РОДИНЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ (2/3)

      Урок 53. Образ родины в русской поэзии XIX века («Русь» И. С. Никитина, «Край ты мой, родимый край...» А. К. Толстого).
      Урок 54. Образ родины в русской поэзии XX века («Запевка» И. Северянина, «Родная деревня» Н. М. Рубцова).
      Урок 55. Урок внеклассного чтения по произведениям русской поэзии.

И. А. БУНИН (1/2)

      Урок 56. Стихотворения И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...».
      Урок 57. Стихотворение И. А. Бунина «Няня».

С. А. ЕСЕНИН (2/3)

      Урок 58. Стихотворения С. А. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...», «Топи да болота...», «Нивы сжаты, рощи голы...».
      Урок 59. Образ родины в поэзии С. А. Есенина.
      Урок 60. Выразительное чтение стихотворений С. А. Есенина.

ПРАКТИКУМ

ПОЭЗИЯ И ПРОЗА
КАК ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ (2/2)

      Урок 61. Поэзия и проза как формы художественной речи.
      Урок 62. Сочинение стихотворных загадок, монорима.

П. П. БАЖОВ (2/2)

      Урок 63. Сказ П. П. Бажова «Медной горы Хозяйка».
      Урок 64. Образ рассказчика в сказе.

ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (3/4)

      Урок 65. «Приключения Тома Сойера» М. Твена.
      Урок 66. Мир детства в повести.
      Урок 67. «Вождь краснокожих» О. Генри.
      Урок 68. Урок внеклассного чтения по произведениям о детях.

А. С. ГРИН (4/5)

      Урок 69. Повесть А. С. Грина «Алые паруса».
      Урок 70. Образ Ассоль.
      Урок 71. Образ Грэя.
      Урок 72. Описание первой встречи героев.
      Урок 73. Финал повести.

А. П. ПЛАТОНОВ (1/2)

      Урок 74. Рассказ А. П. Платонова «Неизвестный цветок».
      Урок 75. Рассказ А. П. Платонова «Цветок на земле».

С. Я. МАРШАК (1/2)

      Урок 76. Пьеса-сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
      Урок 77. Заглавный образ в пьесе-сказке.

ПРАКТИКУМ

МОНОЛОГ И ДИАЛОГ
КАК СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА (1/3)

      Урок 78. Практикум. Монолог и диалог как средства создания образа.
      Урок 79. Итоговый урок. Работа над речевой характеристикой героя.
      Урок 80. Резервный урок.

ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ПОЭЗИИ И ПРОЗЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (3/5)

      Урок 81. Стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».
      Урок 82. Повесть В. П. Катаева «Сын полка».
      Урок 83. Образ Вани Солнцева.
      Урок 84. Смысл названия повести.
      Урок 85. Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне.

В. П. АСТАФЬЕВ (2/3)

      Урок 86. Рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
      Урок 87. Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
      Урок 88. Урок внеклассного чтения по рассказу В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?».

ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (5/6)

      Урок 89. Рассказ Э. Сетона-Томпсона «Королевская аналостанка».
      Урок 90. Образы животных и образы людей в рассказе.
      Урок 91. Рассказ Ю. П. Казакова «Арктур — гончий пес».
      Урок 92. Образ Арктура.
      Урок 93. Урок внеклассного чтения по произведениям о животных.
      Урок 94. Письменный отзыв с использованием цитат.

ПРАКТИКУМ
      ТЕМА И ИДЕЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (1/2)

      Урок 95. Тема и идея литературного произведения.
      Урок 96. Тема природы в художественной литературе.

ЖАНР РАССКАЗА В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (4/6)

      Урок 97. Детективный рассказ А. Конан Дойля «Камень Мазарини».
      Урок 98. Юмористический рассказ М. М. Зощенко «Галоша».
      Урок 99. Научно-фантастический рассказ Р. Брэдбери «Все лето в один день».
      Урок 100. Письменные отзывы о прочитанном рассказе.
      Урок 101. Итоговый урок. Рекомендации книг для внеклассного чтения.
      Урок 102. Резервный урок.

Урок 1

Литература как искусство слова

      Задачи: познакомить пятиклассников с учебником; дать начальное представление о художественном образе и литературе как искусстве слова.
      Основные виды деятельности: чтение вступительной главы; ответы на вопросы учебника; сопоставление научного и художественного описания.
      Термины: художественный образ, метафора, эпитет, сравнение, инверсия.

Этапы урока

      I. Вступительное слово о литературе как искусстве словесного образа и об основных задачах курса литературы в 5 классе: читать литературные произведения, находить в них художественные образы, устанавливать связи между ними, учиться находить скрытые смыслы в художественном тексте, выражать свое понимание и отношение к прочитанному.
      II. Знакомство с учебником. Представление обложки, форзацев, оглавления учебника. Советы по работе со справочным аппаратом учебника (комментарии, сноски, рубрика «Мир в слове», «Краткий словарь литературоведческих терминов»).
      III. Чтение вступительной главы «Литература как искусство слова». Сопоставление научного и художественного описания Москвы (из романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» и романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).
      В процессе работы над вступительной главой обобщаются полученные в начальной школе представления о видах художественных образов (преимущественно на материале народных и литературных сказок, детской литературы) и изобразительно-выразительных средствах, уже знакомых пятиклассникам (метафора, эпитет, сравнение, инверсия).
      IV. Беседа по вопросам учебника.
      Для закрепления материала вступительной главы можно использовать вопросы и задания учебника (1—3, 5, 6). Вряд ли следует на данном этапе изучения литературы добиваться четкого разграничения видов художественных образов. Пятиклассники должны получить начальное представление о многообразии художественных образов в литературе. На последующих уроках можно перейти к характеристике отдельных образов и средств их создания, указать на наличие системных отношений между разными образами (на основе принципов дополнения, подобия, контраста).
      Дополнительные вопросы и задания:
      1. Какие образы особенно привлекают вас в художественной литературе и других видах искусства?
      2. Приведите примеры обращения в обычной ситуации к художественному образу. С какой целью используются в нашем повседневном общении художественные образы, имена фольклорных и литературных персонажей?
      V. Выполнение творческой работы (индивидуальное задание 2 учебника).
      Творческую работу, посвященную закреплению материала о специфике художественного описания, можно провести устно (устное словесное рисование) или письменно (проверка может быть отложена и на следующий урок). Особенно важно отметить в работах пятиклассников то, как легко можно разрушить простым пересказом художественную картину и как трудно нарисовать свою картину. Для создания художественной картины нужно не только использовать художественные приемы, обладать развитым воображением, но и владеть особым даром слова, умением подобрать необычные слова или расположить обычные слова в необычном сочетании. Проще вернуться к исходному художественному описанию, прокомментировать его, нарисовать иллюстрации. На данном этапе работы (как и при сопоставлении научного и художественных описаний Москвы) учащиеся вновь обращают внимание на то, что описания бывают прозаические и стихотворные. Подробнее об этом будет говориться на последующих уроках и на специальном уроке-практикуме «Поэзия и проза как формы художественной речи».
      VI. Подведение итогов. Заключительное слово о литературе как искусстве слова.
      VII. Домашнее задание: 1) прочитать мифы «Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве»; 2) ответить устно на вопросы 5, 6 учебника.


МИФОЛОГИЯ

Урок 2

Мифы об искусстве

      Задачи: обобщить представления пятиклассников о мифах; познакомить с древнегреческими мифами о происхождении искусства; дать начальное представление о литературных родах и жанрах, их происхождении.
      Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; чтение фрагментов мифов; ответы на вопросы учебника; выполнение тестовых заданий; работа с иллюстрациями.
      Термины: миф, мифология, комментарий, эпитет, сравнение, гипербола, аллегория, литературный род, эпос, лирика, драма, жанр.

Этапы урока

      I. Чтение вступительной статьи «Мифология». Работа со статьей основывается на уже знакомом учащимся материале, в том числе на заранее прочитанных мифах «Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве».
      II. Работа с комментариями к древнегреческим мифам. Знакомство со статьей «Комментарий» в «Кратком словаре литературоведческих терминов» учебника. Вопросы для разъяснения:
      1. Зачем нужны комментарии к текстам?
      2. Как обычно оформляются комментарии? Чем они отличаются от сносок?
      3. Какие слова в древнегреческих легендах вам были непонятны? Нашли ли вы толкования всех непонятных вам слов?
      4. О чем вы еще узнали из комментариев к древнегреческим мифам? Почему важно отметить в комментарии, что перед нами не древние тексты, а изложение мифов, причем предложенное современным ученым?
      III. Выполнение тестовых заданий (или небольшая викторина «Образы древнегреческой и римской мифологии»). Важно проверить знание учащимися помещенных в учебнике мифов и комментариев к ним, а также и то, насколько хорошо они ориентируются в античной мифологии. Для работы на уроке можно использовать задания 4, 7, 8 учебника, тесты с выбором одного из вариантов ответа или тесты на соотнесение описания и образа.
      Материалы для работы на уроке:
      1. Муза эпической поэзии — это...,
      муза лирики — это...,
      муза любовных песен — это...,
      муза трагедии — это...,
      муза комедии — это...,
      муза танцев — это...,
      муза истории — это...,
      муза астрономии — это...,
      муза священных гимнов — это...
(Каллиопа, Эвтерпа, Эрато, Мельпомена, Талия, Терпсихора, Клио, Урания, Полигимния).
      2. Над морями властвует бог... (Посейдон), брат громовержца... (Зевса). Его сын... (Тритон) звуком своей трубы из раковины вызывает бури. Глубоко под землей царит мрачный... (Аид), другой брат громовержца... (Зевса). В его подземном царстве струятся воды реки... (Леты). Вход в царство мертвых сторожит трехглавый пес... (Кербер, или Цербер). Один из древнейших богов Греции — златокудрый... (Аполлон), это бог солнца, света, покровитель стад, охранитель дорог, а потом он превратился в покровителя искусства, поэзии и музыки, стал богом муз, поэтому его зовут еще... (Мусагет). Торжественно звучат струны его... (кифары).
      3. Чтобы овладеть городом Троей, хитроумный... (Одиссей) предложил соорудить огромного деревянного... (коня), в котором могли бы спрятаться греческие воины. Самым смелым воином у греков был неистовый... (Ахилл), который разгневал бога... (Аполлона), и тот не сдержал свое обещание хранить... (Ахилла). Стрела поразила героя в... (пяту), которая была единственным уязвимым местом, так как ее не коснулись воды подземной реки... (Стикса). Отсюда и появилось выражение «...» («ахиллесова пята»), т. е. уязвимое, слабое место.
      IV. Беседа по вопросам 5, 6 учебника, направленная на объяснение древнегреческих мифов о происхождении искусства. В ходе беседы необходимо закрепить содержание вступительной статьи, еще раз обратить внимание пятиклассников на то, что в древние времена искусства, науки и ремесла были самым тесным образом связаны, объединены ритуалом, были одинаково значимы. Пятиклассники должны также привести конкретные примеры из мифов, показывающие, что искусство играло особую роль в жизни древнего человека.
      Дополнительные вопросы и задания:
      1. Как реагировала сама природа на пение муз? Почему боги на Олимпе, забыв обо всем, слушали кифару Аполлона? Почему мир и тишина воцарились на Олимпе? Только ли грусть и задумчивость могли вызвать у слушателей звуки кифары Аполлона?
      2. Почему статуи, сделанные Дедалом, казались живыми? Только ли великим художником и скульптором был Дедал? Когда он проявил себя как искусный изобретатель и мастер?
      3. О чем пел Орфей в подземном царстве мертвых? Как восприняли его пение обитатели Аида?
      4. Вспомните случай из жизни, когда общение с искусством произвело на вас особенно сильное впечатление. Какие чувства, эмоции вызвало у вас это общение (грусть, потрясение, тревогу, восторг, смех, радость и т. д.)?
      V. Заключительное слово о мифах, посвященных происхождению искусства, и его огромной роли в жизни человека.
      VI. Домашнее задание: 1) прочитать миф «Состязание Пана с Аполлоном»; 2) выполнить задание 9 учебника.
      Индивидуальные задания:
выполнить письменно индивидуальное задание 4 учебника.

Урок 3

Художественный образ в мифе

      Задачи: закрепить представления пятиклассников о художественном образе и средствах его создания на примере мифов; повторить и обобщить имеющиеся у пятиклассников знания об эпических, лирических и драматических жанрах, их происхождении.
      Основные виды деятельности: чтение вступительной главы; чтение фрагментов мифов; ответы на вопросы учебника; устные рассказы по крылатым выражениям из греческой мифологии.
      Термины: миф, эпитет, сравнение, гипербола, аллегория, символ, литературный род, эпос, лирика, драма, жанр.

Этапы урока

      I. Проверка домашнего задания. Рассказы учащихся о вариантах продолжения мифа об Орфее, не почитавшем бога Диониса, который в гневе направил на Орфея менад («безумствующих»), своих постоянных спутниц, растерзавших певца; о том, как вся природа оплакивала Орфея и как тень Орфея спустилась в царство Аида, где певец вновь соединился со своей женой Эвридикой (на материале энциклопедических изданий и книги Н. А. Куна «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима»).
      II. Беседа о художественных образах и средствах их создания в мифологии. Ее могут направить такие вопросы:
      1. Вспомните миф о Кипарисе. Почему кипарис стал олицетворением печали, скорби? Что такое олицетворение? Какие другие художественные приемы используются в сказании о Кипарисе? Приведите примеры (эпитет стройный, сравнение как стрела).
      2. Почему так часто в мифологии используется прием превращения? Приведите примеры из известных вам мифов.
      При ответе на этот вопрос пятиклассники должны увидеть связь между приемом превращения и такими художественными приемами, как сравнение, метафора, олицетворение. Здесь уместно сказать об одном из самых значительных памятников античной литературы — поэме древнеримского поэта Овидия «Метаморфозы», представляющей своеобразную мифологическую энциклопедию, в которой изложено около 300 мифов, в том числе мифы о Кипарисе, Нарциссе, Орфее и Эвридике. В этой поэме прием превращения, метаморфозы (от греч. metamorphosis — превращение) позволяет поэту создать картину жизни как постоянного движения и превращения живых и неживых форм друг в друга. В основе приемов сравнения, метафоры, олицетворения (как вида метафоры) лежит характерное для мифологического (и сказочного) мышления уподобление мира природы миру людей.
      III. Чтение вступительной статьи учебника (фрагмента о литературных родах и жанрах) и беседа по вопросам:
      1. Найдите в сказании об Орфее фрагмент, в котором описано пение Орфея. О чем поет певец? Представлено ли в его песне повествование? О чем повествует певец? Нашлось ли в его песне место выражению чувств, переживаний? Что все-таки преобладает — повествование или переживание? Как вы думаете, песня Орфея — это произведение эпическое или лирическое?
      На данном этапе изучения курса литературы важно еще раз показать учащимся, что в древности были тесно связаны не только разные литературные роды, но и разные виды искусства (Орфей не только повествует, выражает свои чувства, но и сопровождает свое пение игрой на кифаре; боги пляшут под звуки кифары Аполлона, участвуют в веселом хороводе).
      2. В каких прочитанных вами раньше произведениях русских и зарубежных писателей преобладает повествование, а в каких — выражение чувств, переживаний автора? Приведите примеры эпических (сказки, повести, рассказы) и лирических (стихотворения) произведений.
      В 5 классе учащиеся получают лишь начальные представления о видах (родах и жанрах) литературы. Различение произведений эпических и лирических жанров не является самоцелью и осуществляется в процессе работы с конкретными художественными текстами, поэтому при изучении темы «Мифология» вполне достаточно повторить и обобщить знания учащихся, полученные в начальной школе.
      3. Какой литературный род связан с театром? Какие театральные постановки вы видели (комедии, пьесы-сказки)? Чем они отличаются от эпических произведений? Что вам известно о древнегреческом театре? Какие мифологические персонажи стали героями древнегреческих трагедий?
      Разговор об особенностях драматических произведений, функции списка действующих лиц, диалогов и монологов, а также авторских ремарок еще предстоит, и вновь следует предпочесть практическое освоение теоретическим рассуждениям. Впрочем, на данном уроке может быть уместно краткое сообщение учителя о мифологических сюжетах в древнегреческом театре. Достаточно упомянуть, например, о трагедии Эсхила «Прометей прикованный», с фрагментами которой учащимся предстоит познакомиться в последующем.
      IV. Отчеты о выполнении творческой работы (индивидуальное задание 4 учебника).
      Подготовленные учащимися рассказы предпочтительнее заслушать и обсудить на уроке, отметив наиболее интересные по содержанию и удачные по построению. Однако возможны проверка всех письменных работ и краткий их анализ на следующем уроке.
      V. Домашнее задание: подготовить устный рассказ об одном из богов или персонажей славянской мифологии (Перун, Велес, Даждьбог, Стрибог, Купала, Масленица, Кострома и др.).
      Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальное задание 3 учебника.

Урок 4

Славянская мифология

      Задачи: закрепить представления пятиклассников о мифологии; познакомить с образами славянской мифологии; сформировать навык работы со справочной литературой, с энциклопедическими словарями.
      Основные виды деятельности: устные сообщения о мифологических персонажах; оформление записей в рабочих тетрадях; работа со справочной литературой, с энциклопедическими словарями.
      Термины: миф, мифология, энциклопедия.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о славянской мифологии и ее своеобразии: связи с устной (фольклорной) традицией, фрагментарность и разрозненность преданий, не представляющих стройной системы (как, например, в греческой мифологии), потому что древние славянские предания не были зафиксированы (до X века на Руси не было письменности).
      II. Записи в тетрадях: «Боги, герои, ритуальные персонажи и злые духи в славянской мифологии».
      Боги:
      Перун — бог грозы (грома), высший бог в Киевской Руси;
      Велес (Волос) — бог домашних животных и богатства;
      Дажьбог (Даждьбог) и его отец Стрибог — боги богатства;
      Сварог — бог огня.
      Герои:
      первые русские князья Рюрик, Синеус и Трувор;
      основатели Киева Кий, Щек, Хорив и их сестра Лыбедь;
      князь Владимир Красное Солнышко;
      вещий Олег;
      богатыри Волх, Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович;
      сказочные богатыри-великаны Горыня, Дубыня и Усыня;
      пахарь-богатырь Микула Селянинович;
      купец и гусляр Садко;
      поэт-певец Боян;
      Еруслан Лазаревич;
      Иванушка-дурачок;
      Иван Царевич.
      Ритуальные персонажи:
      Коляда и Авсень (Овсень) — персонажи, связанные с Новым годом (или Рождеством);
      Кострома и Ярила (Ярило) — персонажи, воплощающие весну и плодородие;
      Купала — главный персонаж праздника летнего солнцестояния;
      Масленица — персонаж, воплощающий зиму и смерть;
      Морозко;
      Навь — воплощение смерти;
      Лихо — воплощение горя;
      Спорыш — воплощение плодородия.
      Предметы: меч-кладенец; плакун-трава; каравай и др.
      Чудовища: Змей Горыныч; Змей Тугарин; Соловей-разбойник; Кащей Бессмертный и др.
      Злые духи: черт; анчутка; водяной; леший; русалка; кикимора; Баба-яга; бесы; див; Вий; лихорадки (демоны болезни); русалки мавки (навки); овинник (подовинник); дворовик; домовой; полевик (полевой); упырь (вампир); банник (дух бани).
      III. Проверка домашнего задания, информация о богах, героях и персонажах славянской мифологии. Подготовленные учащимися краткие сообщения могут быть лаконично записаны в рабочие тетради. Сообщения необходимо дополнить вопросами, которые зададут пятиклассники своим товарищам. На данном этапе работы важно формирование навыка четкого формулирования вопроса и краткого ответа на него (даже при незнании точного ответа, отсутствии необходимой информации).
      IV. Беседа по вопросам, направленная на сопоставление персонажей славянской и древнегреческой мифологии:
      1. В чем сходство между славянским Перуном и греческим Зевсом, славянским Сварогом (Сварожичем) и греческим Гефестом?
      2. В мифологии древних славян Никола (Микола) и Мороз (Морозко, Дед Мороз) часто связываются с жизнью в лесной глуши, с зимой и новогодними праздниками. Какой персонаж западноевропейской мифологии, знакомый всем детям, также связан с Санта-Клаусом?
      3. Почему в мифах разных народов присутствуют общие темы и образы? При ответе на этот вопрос учащиеся могут еще раз обратиться к материалам вступительной статьи «Мифология».
      V. Знакомство с энциклопедическими словарями и справочниками, в которых можно найти информацию о мифологических персонажах, например:

      Мифы народов мира / под ред. С. А. Токарева. В 2 т. — М., 1987—1988.
      Мифологический словарь / под ред. Е. М. Мелетинского. — М., 2001.
      Славянская мифология: энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М., 2002.
      Славянская мифология: словарь-справочник. — М., 2004.

      Данный этап урока (или весь урок) можно провести в школьной библиотеке. Уже в 5 классе следует также формировать навыки работы с поисковыми системами в Интернете и с такими электронными энциклопедиями, как «Википедия», «Кругосвет» и др.
      VI. Подведение итогов урока, заключительное слово о близости мифов разных народов по тематике, сюжетам, образам.
      VII. Домашнее задание: 1) прочитать вступительную статью «Фольклор»; 2) ответить на вопросы 1—4 учебника.
      Индивидуальные задания:
подготовить план сообщения «Боги, герои, ритуальные персонажи и злые духи в египетской (или китайской, японской, германской) мифологии» (по выбору учащихся и по образцу работы, выполненной на уроке).


ФОЛЬКЛОР

Урок 5

Фольклор и народная словесность.
Русские пословицы и поговорки

      Задачи: обобщить знания учащихся о фольклоре и малых жанрах устного народного творчества; познакомить с русскими пословицами из собрания В. И. Даля; закрепить навык различения пословиц и поговорок.
      Основные виды деятельности: чтение вступительной главы; чтение русских пословиц; ответы на вопросы учебника; выполнение самостоятельной письменной работы.
      Термины: фольклор, фольклористика, малые фольклорные жанры, пословица, поговорка, загадка, сравнение,

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о фольклоре как одном из источников литературы, о важности изучения произведений народной словесности для более глубокого постижения своеобразия литературы как искусства слова и о том, что на уроках по теме «Фольклор» часто речь будет идти о знакомых пятиклассникам произведениях, жанрах, приемах, поэтому возрастает роль самостоятельной работы и обобщающего повторения.
      II. Проверка домашнего задания, беседа по вопросам 1—4 учебника, направленная на закрепление материала вступительной статьи. При ответе на вопросы о происхождении слова «фольклор», об отличиях произведений фольклора от произведений литературы и о фольклорных жанрах пятиклассники могут обращаться к определениям, помещенным во вступительной статье и в «Кратком словаре литературоведческих терминов», и опираться на собственный предшествующий читательский опыт, в том числе на изученный в начальных классах учебный материал.
      III. Чтение пословиц из собрания В. И. Даля и комментария к ним, дополненного краткой информацией о жизни и творчестве В. И. Даля и о его главном труде — «Толковом словаре живого великорусского языка».
      IV. Анализ образного строя русских пословиц. Работу могут направить вопросы 1—3 учебника, а также дополнительные вопросы и задания:
      1. Какие образы преобладают в русских пословицах? Чем это можно объяснить?
      2. Какие средства создания художественного образа используются в пословицах? Приведите примеры метафор, сравнений, повторов в пословицах, помещенных в учебнике.
      3. В каких пословицах используются слова-антонимы? Что чему противопоставляется?
      V. Письменная работа, закрепляющая навык различения пословиц и поговорок. При выполнении этой работы можно использовать задание 7 учебника, при необходимости дополнив его другими примерами.
      VI. Анализ образного строя загадки. Знакомый пятиклассникам по начальной школе учебный материал повторяется под новым углом зрения. Особое внимание следует уделить образности, иносказательности и элементам словесной игры в загадках:
      1. Докажите, используя примеры, что в загадках представлена художественная картина, яркая, живая, вызывающая эмоциональный отклик.
      2. Какие художественные приемы положены в основу загадки? В чем своеобразие сравнений в загадках?
      3. Чем еще напоминает загадка художественное, поэтическое произведение? Только ли яркими образами? С какой целью в загадках, как и в пословицах, используется рифма?
      4. Можете ли вы вспомнить фольклорные или литературные произведения, герои которых должны разгадать загадку?
      VII. Подведение итогов, заключительное слово об образности в малых фольклорных жанрах, об особой роли словесной игры в загадках, а также об использовании пословиц, поговорок, загадок и других малых фольклорных жанров в художественной литературе и в нашем повседневном общении (подготовка к классной или домашней письменной работе).
      VIII. Домашнее задание: 1) прочитать сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль»; 2) ответить устно на вопросы 1—3, помещенные после каждой сказки.
      Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальные задания 2, 3 после вступительной статьи.

Урок 6

Русские народные сказки

      Задачи: обобщить знания пятиклассников о народной сказке и ее видах; сопоставить особенности зачинов в сказках разных народов; дать представление о сказке как об одном из основных источников художественной литературы.
      Основные виды деятельности: чтение фрагментов сказок; ответы на вопросы учебника; сопоставление зачинов в сказках разных народов.
      Термины: сказка, сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки, зачин, присказка, повтор, постоянный эпитет, концовка.

Этапы урока

      I. Проверка домашнего задания, обобщение знаний пятиклассников о народной сказке и ее видах. Работа с текстами сказок «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль» может быть организована как групповая работа по рядам (представители каждого ряда дадут характеристику одного из видов сказок, приведут примеры, ответят на вопросы).
      II. Сопоставление зачинов в сказках разных народов (на основе самостоятельно прочитанных учащимися произведений и подготовленных индивидуальных заданий). Основная цель данного этапа урока не столько выявление национальной специфики построения сказок (это слишком сложная для пятиклассников задача), сколько подтверждение конкретными примерами известного тезиса о несомненной близости сказочных сюжетов, тем, образов и композиционных решений, в том числе и зачинов, в фольклоре разных народов.
      Японские сказки: «В старину, в далекую старину, жил один юноша...» («Флейтист Сайта»), «Давно-давно это было...» («Обезьянье царство»).
      Индийские сказки: «На берегу большой реки жили в ветхом шалаше старик да старуха...» («Золотая рыба»), «В давние времена жил царь...» («Три царевича»).
      Арабские сказки: «В одном персидском городе жил бедный портной Хасан...» («Аладдин и волшебная лампа»), «Когда-то, очень давно, в одном персидском городе жили два брата...» («Али-баба и сорок разбойников»), «Давно-давно жил в городе Багдаде купец...» («Синдбад-мореход»).
      Английские сказки: «Жил на свете мальчик...» («Как Джек ходил счастья искать»), «Ну, слушайте! Жил когда-то один богатый человек...» («Тростниковая шапка»).
      Сделать необходимые выводы помогут приведенные выше примеры зачинов 3, подготовленные учащимися индивидуальные задания и ответы на вопросы:
      1. Какие традиционные зачины чаще всего встречаются в сказках разных народов?
      Пятиклассники могут привести примеры сказочных зачинов на языке оригинала: английский «Once upon a time...» («Когда-то...»), немецкий «Es war einmal...» («Жил-был...»), испанский «Erase que se era...» («Жили-были...») и др.
      2. Почему в зачинах обычно не указывается точное время и место действия? Какие сказки (из тех, что упомянуты выше) можно считать исключением?
      3. Можно ли по зачину сказки определить возможное развитие событий? В каком случае вам это удалось сделать?
      4. В каких сказках народов мира вам встретились схожие сюжеты, образы, эпизоды? Чем можно объяснить это сходство? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните уроки по теме «Мифология».
      III. Анализ художественных особенностей сказки «Царевна-лягушка», выполнение заданий 4—7 учебника. Пятиклассники прочитают фрагменты сказки, отмечая описание работы Василисы Премудрой, повторяющиеся эпизоды, выражения и отдельные слова, приводя примеры использования в сказке эпитетов, сравнений, метафор.
      IV. Итоговая беседа о художественных особенностях фольклорной сказки.
      Примерные вопросы:
      1. Вам уже известно высказывание А. С. Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Какой «урок» дает нам народная сказка? Только ли поучительная, воспитательная цель ставилась перед сказкой? Для чего еще сочинялись сказки? Почему и сегодня сказочные, фантастические сюжеты привлекают к себе внимание читателей?
      2. К какой группе сказок наиболее применимы слова А. С. Пушкина «Сказка ложь...»? Почему особое распространение получили именно волшебные сказки?
      3. Чем бытовые сказки и сказки о животных отличаются от волшебных? Действуют ли в них традиционные сказочные сюжетные ходы (вмешательство злых сил, нарушение запрета, испытание героя, волшебные предметы, сказочные помощники, троекратный повтор)?
      V. Заключительное слово учителя о фольклорной сказке, ее художественном своеобразии и значении для развития литературы. Здесь уместно напомнить о жанре литературной (авторской) сказки, с которым пятиклассники уже хорошо знакомы и о котором еще предстоит разговор на последующих уроках.
      VI. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к одной из прочитанных сказок, озаглавить иллюстрацию, используя цитату из сказки. Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 2 (после вступительной статьи), 3 или 4 (в конце раздела).

Урок 7

Творческая работа с использованием пословиц, поговорок или загадок

      Задачи: закрепить знания пятиклассников о фольклоре; сформировать навыки составления плана письменной работы, включения в нее пословиц, поговорок, загадок, работы с черновиком.
      Основные виды деятельности: отчеты о выполнении индивидуальных заданий; составление плана письменной работы; самостоятельная работа с черновым вариантом.
      Термины: фольклор, фольклорные жанры, пословица, поговорка, загадка, сказка.

Этапы урока

      I. Проверка домашнего задания, отчеты пятиклассников о выполнении индивидуальных заданий 2 (после вступительной статьи), 3 и 4 (в конце раздела). Устные сообщения о художниках и кинорежиссерах, обращавшихся к сюжетам русских народных сказок, можно перенести на следующий урок, первый урок по литературным сказкам.
      II. Подготовка к письменной творческой работе. Записи в тетрадях вариантов формулировки темы:
      1. «Наш пострел везде поспел» (или другая пословица).
      2. «Свалился как снег на голову» (или другая поговорка).
      3. «Разноцветное коромысло над рекою повисло» (или другая загадка).
      Составление примерного плана работы:
      I часть. Вступление. Яркие, необычные, запоминающиеся образы и образные выражения в русских пословицах, поговорках, загадках.
      II часть. Основная часть. Рассказ об одной из жизненных ситуаций.
      III часть. Заключение. Уместное использование русских пословиц, поговорок, загадок в нашем повседневном общении.
      Работа над примерным планом может быть дополнена индивидуальными советами и рекомендациями, а также представлением возможных речевых конструкций для вступления или заключения.
      III. Самостоятельная работа над черновым вариантом, проверка черновика.
      IV. Оформление чистового варианта письменной творческой работы.
      V. Домашнее задание: 1) прочитать сказку А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»; 2) ответить устно на вопросы 1—3 учебника.


ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

Урок 8

Сказка А. Погорельского «Черная курица,
или Подземные жители»

      Задачи: обобщить знания пятиклассников о литературной сказке и ее отличиях от фольклорной сказки; закрепить навыки устного пересказа; познакомить с историей создания сказки А. Погорельского.
      Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; чтение фрагментов сказки; ответы на вопросы учебника; работа с иллюстрациями.
      Термины: литературная сказка, фольклорная сказка.

Этапы урока

      I. Представление новой темы и основных целей ее изучения. Это первый обзор в программе 5 класса, поэтому следует сказать об особенностях работы по обзорным темам, которые, во-первых, нацелены на расширение круга чтения, а во-вторых, позволяют познакомиться с отдельными литературными жанрами, распространенными в мировой литературе образами, темами.
      II. Чтение вступительной статьи, обобщение знаний пятиклассников о литературной сказке. Материалы статьи (на это она как раз и нацелена) дополняются другими примерами, а выводы об отличии литературной сказки от сказки фольклорной в хорошо подготовленном классе могут быть сделаны и на основе предшествующего читательского опыта учащихся. В последующем анализ, возможно, уже известных многим пятиклассникам литературных сказок поможет сделать некоторые выводы и об отличии литературы как искусства слова от народной словесности.
      III. Слово о писателе или чтение материалов биографии А. Погорельского, помещенных в учебнике. На уроках-обзорах биографические сведения отбираются особенно тщательно. В данном случае важно обратиться к тем фактам биографии писателя, которые связаны с историей создания сказки и ее автобиографической основой. Дополнительный материал об этом содержится в комментариях к произведению, с которыми пятиклассники знакомятся самостоятельно (при первоначальном знакомстве с текстом) и к которым они возвращаются на уроке. Учитель предлагает учащимся обратить внимание на следующие моменты: настоящее имя писателя (Алексей), местонахождение пансиона, в котором он учился (Петербург), имя племянника (Алексей), для которого была написана сказка. Обсуждение вопроса о том, с какой целью она могла быть создана, предстоит на следующем уроке.
      IV. Чтение и анализ сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Работа с текстом произведения строится на основе вопросов 1—6 учебника (сначала читаются необходимые фрагменты: зачин сказки, описание жизни Алеши в пансионе и отношения к нему детей и наставников и др.). При ответе на вопрос 1 важно обратить внимание на единственный формальный признак сказочного зачина в первом предложении («жил-был») и на четко обозначенное в самом начале присутствие повествователя («я, может быть, поговорю с вами пространнее», «как уже вам сказывал»). На уроках по сказке А. Погорельского можно специальное время выделить на проверку техники, темпа и выразительности чтения.
      V. Работа с иллюстрациями к сказке А. Погорельского. Пятиклассникам предлагается выбрать наиболее понравившуюся им иллюстрацию и ответить на вопросы:
      1. Таким ли вы себе представляли Алешу? Как бы вы нарисовали его? Нарисуйте его портрет словами. Есть ли в сказке описание внешности мальчика? Найдите это описание.
      2. Таким ли вы себе представляли подземное царство и его жителей? Попытайтесь описать его словами. Найдите его описание в тексте сказки.
      Можно предложить пятиклассникам нарисовать свои иллюстрации к сказке А. Погорельского и представить их на конкурс иллюстраций (к уроку внеклассного чтения по литературным сказкам).
      VI. Домашнее задание: ответить устно на вопросы 7, 8 по сказке А. Погорельского.
      Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 2, 3 и составить подобные задания для одноклассников по тексту сказки.

Урок 9

Авторская позиция в сказке А. Погорельского

      Задачи: продолжить знакомство с особенностями литературной (авторской) сказки; формировать начальное представление об авторской позиции и способах ее выражения в произведении.
      Основные виды деятельности: чтение и анализ фрагментов сказки; проверка знания содержания сказки; ответы на вопросы учебника.
      Термины: литературная сказка, автор, повествователь, авторская позиция.

Этапы урока

      I. Проверка домашнего задания. Учащиеся, выполнявшие индивидуальные задания 2 и 3, отвечают на вопросы учебника и предлагают одноклассникам свои вопросы, основная цель которых — проверить, насколько внимательно была прочитана сказка, не упущены ли важные детали. Задача учителя — прокомментировать вопросы, отметить, почему следует обратить внимание на эти детали.
      Примерные вопросы, которые могут быть предложены учащимся в дополнение к тем, что они подберут сами:
      1. Что известно о родителях Алеши? Где они жили? Вспомните, что на праздничный стол по случаю приезда в пансион директора училищ подавали «киевское варенье». Случайно ли именно перед этим словосочетанием поставлено многоточие? На что мог намекать повествователь?
      2. Почему забор, весь усеянный дырочками, казался Алеше волшебным? Откуда в действительности появились эти дырочки?
      3. Что означают слова бекеша, шандал? Объясните значение словосочетания «империал, составляющий все его имение».
      4. Что в сказочном подземном царстве напомнило Алеше о реальной жизни в пансионе? Почему лошади и рыцари были там «ненастоящими»?
      5. Какому наказанию, широко использовавшемуся в учебных заведениях в давние времена, подвергли Алешу? Что такое розга?
      II. Чтение и анализ сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Работа с текстом строится на основе вопросов 7—11 учебника (при этом читаются необходимые фрагменты: необыкновенные успехи Алеши в учебе, эпизод с учителем, последняя встреча с Чернушкой и др.). При ответе на вопросы 7 и 8 дается начальное представление об авторской позиции в литературном произведении, в котором (в отличие от фольклорных произведений) находит воплощение взгляд на жизнь, характеризующий конкретного человека (автора).
      В 5 классе возможно лишь обозначение разницы между «биографическим автором» (писателем А. Погорельским, с биографией которого мы познакомились) и «образом автора» (в данном случае с неким повествователем, поведавшим нам историю об Алеше). Уже на предыдущем уроке речь шла о прямых оценках повествователем событий и героев. Ученики могут привести и другие примеры того, как он сочувствует Алеше, осуждает, жалеет мальчика: «важничал перед другими»; «но, к несчастью, самолюбие так в нем было сильно, что заглушало голос совести»; «Куда! Наш Алеша и не думал об уроке!»; «Увы! бедный Алеша не знал...» и др.
      На этом уроке можно продолжить проверку техники, темпа и выразительности чтения. На это уйдет дополнительное время: чтение пятиклассников необходимо не только оценить, но и прокомментировать, дать рекомендации (предпочтительнее индивидуальные).
      III. Беседа об образах сказки, которая ставит своей целью не характеристику образной системы или отдельных образов, а преимущественно выявление читательских симпатий и антипатий. Эта беседа подведет к обобщению по теме урока.
      1. Какой образ в сказке вам показался самым ярким, запоминающимся? Почему, как вы думаете?
      2. Какие образы в сказке можно назвать главными? Какие из них напоминают вам об образах народной сказки? Вспомните заглавие сказки и ее подзаголовок.
      При обсуждении этого вопроса важно обратить внимание на виды образов, представленных в сказке А. Погорельского: образ персонажа (Алеша), фантастический образ сказочной птицы (Чернушка), собирательный образ обитателей подземного царства, образ волшебного предмета (конопляное зернышко).
      3. Какие ошибки совершил Алеша? Чем похож он на сказочного персонажа, нарушившего запрет? Чем отличается от традиционного сказочного героя? Хотелось бы вам дружить с таким мальчиком? Напишите письмо Алеше, в котором попытайтесь выразить свое отношение к происходящим в его жизни событиям (индивидуальное задание 4 учебника). Как вы думаете, в какой момент Алеше особенно важно было получить такое письмо?
      4. Что вы можете сказать о повествователе? Каким вы его себе представляете (возраст, образование, положение в обществе, характер)? Как всем ходом повествования создается образ автора, мудрого и доброго человека?
      IV. Заключительная беседа о художественных особенностях литературной сказки А. Погорельского, ее развлекательном и в то же время поучительном характере (с использованием вопросов 9—11 учебника).
      V. Домашнее задание: 1) прочитать статью о X. К. Андерсене; 2) прочитать сказку «Снежная королева».
      Индивидуальные задания: выполнить индивидуальное задание 4 или 5 к сказке А. Погорельского (задание к уроку внеклассного чтения).

Урок 10

Сказка X. К. Андерсена «Снежная королева»

      Задачи: обогатить представления пятиклассников о литературной сказке; познакомить с биографией X. К. Андерсена и обобщить знания учащихся о сказках писателя; закрепить представления о художественном образе и средствах его создания.
      Основные виды деятельности: беседа по материалам вступительной статьи; литературная викторина; чтение фрагментов сказки; ответы на вопросы учебника; письменная работа по группам.
      Термины: литературная сказка, эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о Х. К. Андерсене, чьи произведения хорошо знакомы пятиклассникам, и об основных задачах уроков по сказке «Снежная королева».
      II. Беседа по материалам вступительной статьи.
      1. Почему Андерсен прекрасно знал жизнь простых людей?
      2. Какие способности проявились у будущего сказочника уже в детские годы?
      3. Какой поэтический образ использовал Андерсен, вспоминая свою учебу в гимназии?
      4. Как вы понимаете слова сказочника «Кто путешествует — тот живет»?
      5. Откуда брал Андерсен сюжеты для своих сказок?
      6. В чем писатель отступал от сказочной традиции?
      III. Литературная викторина по произведениям X. К. Андерсена (может быть подготовлена совместно с учащимися, проведена в группах или в тестовой форме).
      Примерные вопросы и задания:
      1. Какой сказочный персонаж Андерсена был большим любителем рассказывать детям на ночь разные истории? (Оле-Лукойе.)
      2. О ком из сказочных персонажей Андерсена сказано так:
      а) «Ужасный урод!» (о гадком утенке из одноименной сказки);
      б) «У него большой дом под землей, а шубу он носит такую, какой ты, верно, и не видывала, — великолепную черную шубу!» (о кроте из сказки «Дюймовочка»);
      в) «Точь-в-точь серебряные колокольчики в нашей молельне!..» (о соловье из одноименной сказки);
      г) «Держите его! Держите! У него нет паспорта!» (о стойком оловянном солдатике из одноименной сказки);
      д) «А шлейф-то какой красивый! А камзол-то как чудно сидит!» (о наряде короля в сказке «Новое платье короля»);
      е) «Ранец за спиной, сабля на боку — отвоевал свое...» (о солдате из сказки «Огниво»);
      ж) «Твое прелестное лицо, твоя плавная походка и твои говорящие глаза — этого довольно, чтобы покорить человеческое сердце!» (о русалочке из одноименной сказки).
      3. В заглавие каких сказок Андерсена вынесены образы животных, птиц, пресмыкающихся, растений? («Гадкий утенок», «Соловей», «Дикие лебеди», «Елка», «Жаба», «Улитка и розы», «Последний сон старого дуба», «Судьба репейника», «Цветы маленькой Иды», «Ромашка», «Аисты», «Лен».)
      4. В заглавие каких сказок вынесены образы предметов, в том числе волшебных? («Огниво», «Штопальная игла», «Скороходы», «Серебряная монетка», «Калоши счастья».)
      5. В каких сказках Андерсена встречается образ розы? («Свинопас», «Снежная королева», «Дикие лебеди».)
      6. Из каких сказок взяты фрагменты этих песен?

      а) Ах, мой милый Августин,
          Все прошло, прошло, прошло!

(«Свинопас»)


      б) Шагай вперед, всегда вперед!
          Тебя за гробом слава ждет!

(«Стойкий оловянный солдатик»)


      в) Мой Яльмар, тебя вспоминаю
          Почти каждый день, каждый час!

(«Оле-Лукойе»)

      IV. Чтение и анализ начала сказки «Снежная королева» (истории первая — третья). Работу с текстом могут направить вопросы 1—5 учебника. Предварительно следует проверить, познакомились ли учащиеся с комментариями к сказке. Попутно проводится словарная работа, в частности объясняется значение слова «тролль»: в скандинавских преданиях, поверьях тролли — уродливые, глупые и злые великаны, обитающие внутри гор.
      V. Подготовка к рассказу об одном из персонажей сказки, т. е. к выполнению индивидуального задания 1 учебника (в качестве примера можно выбрать Герду) по примерному плану, помещенному в тексте задания: внешность, особенности внутреннего мира, черты характера, поступки, отношение к окружающим, речь героя, отношение автора к герою, перемены в герое на протяжении повествования, ваше отношение к герою. Для отдельных пунктов плана подбираются цитаты, фрагменты сказки.
      VI. Самостоятельная письменная работа, направленная на закрепление навыка выявления в тексте художественно-изобразительных средств (задания 7 и 8 учебника).
      VII. Подведение итогов работы на уроке, в том числе результатов литературной викторины и самостоятельной письменной работы.
      VIII. Домашнее задание: выполнить задания 6, 12 учебника.
      Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальные задания 1, 2 учебника.

Урок 11

Силы добра и зла в сказке X. К. Андерсена

      Задачи: закрепить представления пятиклассников о художественных образах в литературной сказке на примере анализа добрых и злых персонажей; развивать навыки устного пересказа, словесного рисования.
      Основные виды деятельности: чтение фрагментов сказки; ответы на вопросы учебника; устные пересказы; устное словесное рисование.
      Термины: литературная сказка, комический эпизод.

Этапы урока

      I. Проверка домашнего задания: устные пересказы эпизода «Исчезновение Кая» со слов «На площади каталось множество детей» до слов «Славно проехались!»; устные рассказы об одном из персонажей сказки; устное словесное рисование «Маленькая разбойница», «Снежная королева», «Царство Снежной королевы» и представление собственных иллюстраций к сказке.
      II. Чтение и анализ сказки «Снежная королева» (истории четвертая — седьмая). Работу с текстом могут направить вопросы 9—14, 16 учебника. Основной аспект анализа заявлен в формулировке темы урока, которая должна быть записана в тетради. В процессе работы над текстом возможно заполнение таблицы «Силы добра и зла в сказке». При этом рядом с некоторыми образами учащиеся поставят вопросительные знаки, что подготовит их к выводу о своеобразии художественного воплощения добра и зла в литературной сказке. Дополнительные вопросы обобщающего характера:
      1. Кто из злых персонажей сказки вызывает однозначно отрицательное отношение? К кому из злых персонажей отношение двойственное (есть определенная доля сочувствия)?
      2. Кто из волшебных помощников в сказке Андерсена не всегда реально помогает Герде? Например, в третьей истории солнечный свет, ласточки и розовые кусты — настоящая помощь и поддержка для девочки, а вот другие цветы и одуванчик думали и говорили ей только о чем-то своем. История шестая (эпизод с лапландкой) еще раз убеждает учащихся в том, что в литературной сказке волшебные помощники не столь могущественны, а сила Герды — в ней самой. Ребята найдут и прочитают слова лапландки: «Сильнее, чем она есть, я не могу ее сделать. Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Но она не должна от нас узнать о своей силе, что живет в ее сердце; ее сила в том, что она невинный милый ребенок». Здесь уместно вспомнить о недавно прочитанной сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» и о волшебных помощниках Алеши (Чернушке, конопляном зернышке).
      Особо следует остановиться на комических эпизодах сказки (фрагменты историй четвертой и пятой). Пятиклассники получают начальные представления о комическом и его видах (например, при изучении тем «Н. В. Гоголь», «А. П. Чехов»). На уроках по сказке «Снежная королева» возможна постановка следующих вопросов:
      1. Комическое строится на несоответствии. Что в приведенном фрагменте не соответствует реальному положению персонажей?
      Из истории четвертой: «На прислужника камердинерских слуг, стоявшего в самых дверях, нельзя было и взглянуть без дрожи — такой он был важный!»
      2. Какие виды смеха представлены в сказке? Сравните злой (злорадный), жестокий смех тролля; смех Кая, зло передразнивавшего Герду и всех соседей; хохот разбойников и маленькой разбойницы, щекотавшей оленя острым ножом; добрый, веселый, жизнерадостный смех Кая и Герды («веселый, ласковый глазок» в оттаявшем отверстии в окне); смех и слезы радости Герды, нашедшей Кая.
      III. Чтение и анализ финала сказки «Снежная королева», ответ на вопрос 15 учебника. Пятиклассникам нужно напомнить о комментариях к сказке, созданной в тот период творчества писателя, когда он начал создавать сказки «на вырост», которые адресованы не только детям, но и взрослым:
      1. Сравните несколько фрагментов сказки и объясните смысл настойчивого повторения в разных вариантах одной и той же мысли.
      Из истории шестой: «Но она не должна от нас узнать о своей силе, что живет в ее сердце; ее сила в том, что она невинный милый ребенок» (слова лапландки).
      Из истории седьмой: «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное!» (бабушка читает Евангелие).
      Из истории седьмой: «Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло лето, теплое благодатное лето» (слова сказочника).
      2. Как вы думаете, какие уроки могут извлечь из этой сказки дети, а какие уроки — взрослые?
      IV. Заключительное слово учителя о литературной сказке как жанре и особенностях изображения в ней вечного противоборства добра и зла.
      V. Домашнее задание: составить кроссворд «Литературная сказка».
      Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 3—5, 7 (одно по выбору). Задания к уроку внеклассного чтения рекомендуется давать заранее, после первого урока по теме.

Урок 12

Урок внеклассного чтения
по литературным сказкам

      Задачи: обогатить знания пятиклассников о художественных образах в литературных сказках; развивать читательские интересы учащихся; формировать навык устного представления любимой книги, устного отзыва о литературном произведении и рекомендации его для самостоятельного чтения одноклассникам.
      Основные виды деятельности: краткие сообщения о писателях-сказочниках; устные отзывы о литературных сказках; взаимные рекомендации книг для самостоятельного чтения; конкурс литературных кроссвордов.
      Термины: литературная (авторская) сказка, художественный образ, автор.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о целях данного урока и уроков внеклассного чтения в 5 классе. Эти уроки призваны в первую очередь сформировать интерес к чтению, расширить читательский кругозор, помочь учащимся найти в книжном море свои (пусть небольшие) островки, заявить о своих читательских симпатиях и антипатиях. На уроках внеклассного чтения преобладает работа по выбору учащихся, поэтому возможны коррективы и в планировании этих уроков в течение года в соответствии с особенностями класса и интересами ребят.
      II. Устные сообщения учащихся о писателях, авторах литературных сказок (на материале энциклопедических изданий, словарей, вступительных статей к сборникам их произведений). Можно рекомендовать пятиклассникам подготовить сообщения о В. Ф. Одоевском, П. П. Ершове, Н. Н. Носове, Ш. Перро, В. Гауфе, братьях Гримм, Л. Кэрролле, А. Линдгрен, Дж. Крюсе и др.
      III. Конкурс литературных кроссвордов «Литературная сказка», который можно разделить на два конкурса: лучших составителей и лучших эрудитов.
      IV. Взаимные рекомендации литературных сказок, дополненные презентацией новых изданий и собственных иллюстраций к изученным ранее и самостоятельно прочитанным литературным сказкам. Учитель дополнительно может порекомендовать сборники, например: «Литературная сказка пушкинского времени», «Городок в табакерке: сказки русских писателей», «Забытый день рождения: сказки английских писателей», «Как запело дерево: сборник рассказов и сказок французских писателей XX века», «Сказки немецких писателей», «Французская литературная сказка XVII—XVIII веков», «Английская литературная сказка XIX—XX веков», «Русская литературная сказка XVIII—ХХ веков» и др.
      V. Домашнее задание: проанализировать тексты, расположенные на обороте титульного листа, и ответить на вопросы:
      1. Какие сведения здесь содержатся? С какой целью подобные тексты помещаются в книге?
      2. Кому они адресованы?

Урок 13

Практикум.
Аннотация

      Задачи урока: раскрыть основные признаки аннотации как речевого жанра; познакомить учащихся со структурой аннотации и речевыми средствами создания различных разновидностей аннотации; научить анализировать аннотации к тем или иным изданиям и извлекать из них необходимую для читателя информацию; подготовить школьников к написанию аннотаций в различных ситуациях общения 4.
      Основные виды деятельности: чтение материалов учебника; анализ аннотаций как речевых произведений (основная цель, структура; разновидности аннотаций; речевые приемы ее создания); развертывание (дополнение) предложенного текста аннотации теми или иными смысловыми блоками (частями); написание аннотации с учетом ситуации общения.
      Термины: аннотация, титульный лист, выходные данные книги, аннотируемое издание.

Этапы урока

      I. Вступительное слово позволяет учителю коротко сформулировать основные задачи урока, обозначить его практическую значимость, подчеркнуть роль аннотации в читательской деятельности школьников.
      II. Проверка домашнего задания и ознакомление школьников с содержательной стороной аннотации.
      В качестве домашнего задания, предваряющего изучение аннотации, можно предложить учащимся проанализировать тексты, расположенные на обороте титульного листа, и ответить на вопросы:
      Какие сведения (о ком? о чем?) содержатся здесь? С какой целью подобные тексты помещаются в книге? Кому они адресованы?
      В процессе анализа домашнего задания и определения аннотации, данных в учебнике, учащихся необходимо подвести к выводу о том, что аннотации помогают читателю ориентироваться в содержании книги, статьи, журнала, учебника, так как содержат сведения о произведении, его авторе, а в ряде случаев и о его героях. В связи с этим можно предложить учащимся проанализировать аннотации тех изданий, которые были подобраны в процессе выполнения домашнего задания, и подготовить небольшое сообщение на тему «Что я узнал из аннотации книги». Важно научить школьников извлекать информацию из аннотации. В своем сообщении учащийся должен сказать примерно следующее: «Я прочитал аннотацию книги... Из нее я узнал, что автором ее является известный (неизвестный мне) писатель (ученый, журналист). Книга (учебник, статья) содержит сведения о... (представляет собой воспоминания... ; повествует, рассказывает о...). В аннотации говорится о том, что книга будет интересна (чем?), и я решил прочитать книгу. После прочтения аннотации я понял, что книга мне не интересна, потому что...»
      На этом этапе урока учитель помогает школьникам дифференцировать понятия «аннотация» и «выходные данные». К выходным данным относятся указание на место издания, название издательства и год выхода издания. Выходные данные оформляются другим шрифтом и предшествуют тексту аннотации.
      III. Знакомство с разновидностями аннотации осуществляется в процессе самостоятельного чтения учащимися учебника. Чтение учебника завершается выполнением задания, в основе которого лежит анализ аннотаций различных видов. С этой целью могут быть использованы материалы домашнего задания (тексты аннотаций, подобранных школьниками).
      IV. Подготовка школьников к написанию аннотации предполагает ознакомление их со структурой и речевыми средствами оформления высказывания. С этой целью анализируется таблица, помещенная в главе учебника, с помощью которой учащиеся осознают характер и роль различных смысловых частей аннотации и особенности их оформления (опорные речевые конструкции). Важно подчеркнуть, что отбор смысловых частей и их последовательность определяются автором аннотации в зависимости от характера издания, особенностей читателей, которым она адресована. Кроме того, обратим внимание на то, что для написания аннотации автору необходимо хорошо знать содержание аннотируемого издания, проанализировать его особенности, иметь свой взгляд на то, какую пользу и кому оно может принести.
      V. Обучение самостоятельному написанию аннотации складывается из следующих этапов:
      — анализ аннотаций с целью определения количества используемых в них смысловых блоков и особенностей их оформления (особое внимание следует обратить на нестандартные конструкции, используемые автором, определить их роль в тексте);
      — распространение (дополнение) готовых текстов теми или иными смысловыми блоками;
      — трансформация текста аннотации с учетом ситуации общения: текст данной аннотации изменить так, чтобы он был адресован младшим школьникам, родителям; чтобы книгой заинтересовались учащиеся вашего класса и др.
      Примеры заданий, направленных на формирование умения писать аннотацию, содержатся в материалах учебника. Предлагая их учащимся, необходимо руководствоваться следующими положениями:
      — анализ и написание аннотаций должны стимулировать читательскую деятельность школьников, способствовать развитию у них умений, связанных с осознанием содержания текста, его жанровых и стилистических особенностей;
      — текст аннотации, как и любой текст, ориентирован на определенную ситуацию общения, что предполагает осознание учащимися основных компонентов коммуникативной (речевой) ситуации (кто пишет аннотацию? кому? для кого? зачем, с какой целью?);
      — работа над аннотацией должна вестись систематически при изучении литературных произведений, в процессе внеклассного чтения.
      VI. Домашнее задание: выполнить одно из итоговых заданий учебника.

ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Урок 14

Древнерусские летописи. «Предание об основании Киева», «Сказание о юноше-кожемяке»

      Задачи: дать начальное представление о литературе Древней Руси, познакомиться с «Повестью временных лет»; сформировать представление о древнерусском летописце, летописании на Руси, жанре древнерусского сказания; проанализировать «Сказание о юноше-кожемяке»; показать связь древнерусской литературы с другими видами искусства.
      Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; комментированное чтение текста; словарная работа; беседа по вопросам учебника; устное словесное рисование; письменная работа.
      Термины: летопись, хроника, повесть, древнерусская повесть, сказание, канон.

Этапы урока

      I. Вступительное слово учителя о литературе Древней Руси поможет подготовить учащихся к работе, создать настрой на путешествие в мир русской древности, который хранит много заветов и наставлений, содержит общечеловеческие идеалы. Древнерусская литература — новый и непростой материал для учащихся. На уроке необходимо актуализировать знания учащихся о русском фольклоре и истории, продемонстрировать фотокопии древнерусских книг. Вводные вопросы помогут сформировать положительную мотивацию:
      1. Какие вы знаете легенды о возникновении письменности? Кто принес письменность на Русь? Какие находки говорят о возникновении письменности на Руси?
      2. Что дает человеку знакомство с литературой прошлого? Почему говорят: «Человек, много читавший, прожил три жизни»?
      В процессе беседы внимание учащихся обращается на связь древнерусской литературы с возникновением письменности, на границы древнерусского периода литературы.
      II. Чтение статьи учебника «Древнерусская литература». В процессе работы со статьей расширяются представления учащихся о возникновении и развитии литературы Древней Руси. Распространенные жанры литературы Древней Руси записываются в тетради (летопись, древнерусская повесть, жития святых). С учащимися может быть составлена таблица «Летопись как жанр древнерусского творчества»:

Летопись

Историческое и литературное изложение событий, свод погодных записей

Происхождение жанра

Исконно русский

Содержание

История Русской земли, сообщение о наиболее значимых событиях

Структура

Отдельные произведения, излагаемые по годам

Автор и его цель

Автор неизвестен, цель — запечатлеть историю Руси

Характер повествования

Поучительный

      Учащиеся подводятся к мысли о том, что цель летописца — включить историю Русского государства в мировую историю, рассказать о силе и могуществе русских людей, призвать князей к единению.
      III. Беседа по вопросам 1—4 учебника позволят закрепить новый для пятиклассников учебный материал.
      IV. Комментированное чтение предания об основании Киева (учителем или заранее подготовленным учеником).
      V. Словарная работа, уточнение понятий «легенда» и «предание» (с опорой на предшествующий читательский опыт учащихся). Отвечая на вопрос о том, почему предание об основании Киева включено в летописный свод, пятиклассники должны вспомнить об особой роли Киева в истории Древнерусского государства (Киевской Руси). Обсуждение вопроса 6 учебника проводится как продолжение разговора о жанре летописи на Руси. Внимание при этом еще раз акцентируется на летописи как историческом изложении событий.
      VI. Работа с иллюстрациями учебника. Сравнение древнерусской миниатюры «Летописец Сильвестр» и репродукции картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец», устное словесное рисование образа русского летописца. Работу могут направить следующие вопросы:
      — Как изображены монахи-летописцы художниками?
      — В чем вы видите сходство и различия в изображении?
      Учащимся сообщается о том, что перед древнерусским художником стояли особые задачи. Ведь летописец не просто записывал жизненные факты, он исполнял Божью волю. На древней миниатюре в левом верхнем углу — небо, от которого исходит слово истины, в центре — фигура летописца. Древнерусский художник не стремился передать индивидуальные черты пишущего, ему важно было не изобразить конкретного человека, а создать некий обобщенный образ летописца. Обстановка кельи показана в обратной перспективе: ближайшие горизонтальные линии короче дальних. Точка зрения, с которой видятся предметы, помещается как бы в центре картины. Соотношение размеров предметов выделяет главное. Происходящее внутри монастыря показано на переднем плане, поэтому летописец изображен как бы вне стен монастыря. Закрепить представления учащихся об образе древнерусского летописца поможет выразительное чтение фрагмента сцены «В Чудовом монастыре» из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» и обсуждение вопросов:
      — Каким вы видите монаха-летописца? Что он пишет? Как относится к своему труду и к себе?
      — Почему монах Пимен называет свой труд «усердным, безымянным»?
      Учащимся предлагается дать толкование словосочетаний, создающих у читателя представление об образе и земном назначении летописца. Словосочетания могут быть выписаны на доске: «на земле исполнен долг, завещанный от Бога»; «мне, грешному»; «Господь меня поставил и книжному искусству вразумил», «труд усердный, безымянный», «правдивые сказанья перепишет», «спокойный вид, в минувшем погруженный», «летопись свою ведет».
      VII. Чтение и обсуждение «Сказания о юноше-кожемяке» важно начать с обсуждения жанра сказания, выявления его фольклорной основы, связи с преданием, легендой. С учащимися уточняются значения слов «стан», «глашатай», «тужить», «разорять», которые некоторым из них могут быть непонятны. Вопросы 7—9 учебника помогут проанализировать сказание и продолжить разговор о летописи как изложении событий по годам. Сказание рассматривается в тесной связи с фольклорными сказками и былинными образами богатырей (сравнение Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Никиты Кожемяки). В сказании очевидны былинные и сказочные черты:
      1) герой — выходец из народа;
      2) в основе сюжета лежит противоборство русского богатыря с врагом, борьба добра и зла, что характерно для фольклора;
      3) события в сказании имеют героическое звучание;
      4) князь долго не может найти достойного «мужа», которым оказывается младший сын Кожемяки;
      5) перед поединком происходит испытание силы героя;
      6) юноша не производит должного впечатления на грозного противника;
      7) русский богатырь одерживает победу.
      Важно обратить внимание на вопрос о секрете силы русского юноши, на то, что летописец подчеркивает происхождение героя.
      Попутно возможно обращение к репродукциям картин Н. К. Рериха «Гонец», А. И. Иванова «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году», Г. Ш. Угрюмова «Испытание Яна Усмаря», М. И. Авилова «Поединок на Куликовом поле», «Поединок Пересвета с Челубеем», которые дополнят анализ сказания. Учащимся можно предложить дополнить словесные портреты героев, опираясь на картины художников.
      VIII. Обобщение изученного материала на основе ответов на вопросы 5, 10 учебника и подведение итогов урока, заключительное слово учителя о русской летописи как изображении подлинно исторических событий и отражении народных идеалов.
      IX. Домашнее задание: выполнить индивидуальное задание 1 или 4 (по выбору учащихся).
      Индивидуальные задания: письменная работа творческого характера «Что бы я рассказал людям будущего о летописях», «Фантазия-картина „Еще одно, последнее сказанье — и летопись окончена моя...“ (монах-летописец за работой)», «Размышление летописца о народных героях Древней Руси».

Урок 15

«Сказание о белгородском киселе»

      Задачи: показать особенности изображения исторических событий в летописи; познакомить учащихся с нравственной проблематикой «Сказания о белгородском киселе».
      Основные виды деятельности: комментированное чтение текста; словарная работа; устные ответы на вопросы; устное словесное рисование.
      Термины: летопись, сказание, летописец.

Этапы урока

      I. Повторение сведений о древнерусском летописании, актуализация известного учащимся материала.
      1. В каком веке на Руси начинается летописание?
      2. С каким жанром литературы Древней Руси связано летописание?
      3. Что представляла собой древнерусская летопись?
      4. Как называлась одна из древнейших русских летописей?
      5. Назовите имена древнерусских летописцев.
      6. В чем своеобразие летописного повествования?
      Проведение литературной игры на основе метода незаконченных предложений для закрепления или контроля материала. Варианты предложений с пропусками могут быть записаны на доске:
      Летописание на Руси велось с... (XI века). Летописи были в то время одним из основных видов... (исторического) повествования. По структуре они представляли своды...... (погодных записей), то есть сообщений о произошедших в каждом году... (событиях). Древнейшей из дошедших до нас летописей является... («Повесть временных лет»). Окончательно оформлена монахом... (Киево-Печерского) монастыря... (Нестором). Ее летописные рассказы являются источником наших сведений по истории... (Киевской Руси). Это не только исторический, но и... (литературный) памятник Древней Руси.
      II. Словарная работа. Учащиеся выписывают значения слов (вече, болтушка, кадь, лукошко, глашатай, княжеская медуша и др.) из словаря и примеры употребления слов в тексте. Особое внимание обращается на специальные пометы около данных слов (устаревшее, книжное, высокое, торжественное), количество значений слова (однозначное / многозначное). К глаголам подбираются синонимы, ведется поиск аналогов древнерусским понятиям в современном обиходе.
      III. Комментированное чтение учителем «Сказания о белгородском киселе».
      IV. Анализ текста сказания и устное словесное рисование, описание сложившейся в городе ситуации и жителей Белгорода.
      Примерные вопросы для обсуждения:
      1. Кто главный герой сказания?
      2. В чем состоит его подвиг?
      3. Объясните, что сближает и что отличает «Сказание о белгородском киселе» от «Сказания о юноше-кожемяке».
      4. Выделите сказочные черты в сказании.
      5. Что здесь прославляет летописец?
      Учащиеся подводятся к выводу о том, что герой этого сказания, как и «Сказания о юноше-кожемяке», — человек из народа. Здесь также рассказывается о борьбе с врагом, победить которого помогает не физическая сила, а ум, смекалка, мудрость и находчивость героя. Летописец стремится укрепить веру в могущество Руси.
      V. Выполнение заданий тестового типа начинается со слова учителя о наших предках, которые были сильны физически и морально, находчивы, выносливы, бесстрашны, рисковали жизнью ради спасения родины и жизней других людей — своих соотечественников, были умны, сообразительны. Учащимся предлагается проверить, насколько внимательны они были при чтении.
      Примерные вопросы на знание текста сказания (правильный вариант ответа отмечен курсивом):
      1. Печенеги пришли и стали под Белгородом, узнав, что:
      а) князь болен,
      б) там нет князя,
      в) князь решил сдаться.
      2. Владимир не мог помочь городу, потому что:
      а) у него не было воинов, а печенегов было великое множество,
      б) он не знал о случившемся,
      в) печенеги были очень хитры.
      3. Услышав о решении веча, старец послал за:
      а) горожанами,
      б) воеводой,
      в) городскими старейшинами.
      4. Старец просил не сдаваться:
      а) неделю,
      б) сутки,
      в) три дня.
      5. Велел герой собрать пшеницы, овса, отрубей:
      а) по локоть,
      б) по фунту,
      в) по горсти.
      6. И привели печенегов к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули они:
      а) ладонями,
      б) ведром,
      в) ковшом.
      VI. Заключительная беседа о значении летописания на Руси, обсуждение вопросов:
      1. Какие качества русского человека прославляются в древнерусских сказаниях?
      2. Какие слова и выражения в сказаниях свидетельствуют о достоверности рассказанного?
      3. Почему нашим предкам было очень важно записать, что в лето такое-то произошло такое-то событие?
      VII. Обобщение представлений учащихся о литературе Древней Руси и подведение итогов. Древнерусская литература дает нам богатейший опыт понимания жизни. Она развивает в человеке чувство красоты — красоты жизни, красоты поступков и чувств. Темы древнерусских сказаний — красота и величие Русской земли, моральная красота русского человека. С самого своего возникновения в Древней Руси литература не была просто развлечением, она затрагивала наиболее актуальные для русского человека проблемы, наставляла и поучала его в жизни.
      В летопись как объединяющий жанр исторического и литературного повествования в Древней Руси включались устные легенды, предания, бывальщины, цитаты из Священного Писания, сказания.
      VIII. Домашнее задание: 1) составьте кроссворд по теме «Древнерусская литература»; 2) подготовьте иллюстрацию к одному из фрагментов древнерусского сказания (по выбору учащегося), озаглавьте рисунок, подготовьтесь к представлению иллюстрации в классе по вопросам:
      Что изображено на рисунке? Какие чувства испытывает герой? Что предшествовало изображенному эпизоду? Как данный эпизод повлиял на последующие события?

      1 В числителе указано количество часов на изучение литературы (и изучение отдельных тем) в обычных классах (68 часов), а в знаменателе — в классах с углубленным изучением литературы (102 часа).
      2 Уроки, выделенные особым шрифтом (курсивом), рассчитаны только на классы с углубленным изучением литературы. В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. В тексте пособия такие уроки помечены звездочкой ().
      3 См., например: Сказки народов мира / Сост. В. П. Аникин, Н. И. Никулина, Б. Н. Путилова, Р. А. Кушнерович. — М., 1995. — (Б-ка мировой литературы для детей).
      4 Сформулированные задачи этого и последующих уроков-практикумов могут быть решены в полной мере лишь в том случае, если развитие формируемых на них навыков будет носить систематический характер, продолжится на уроках изучения литературных произведений, указанных в программе.


Источник: http://www.sinykova.ru/biblioteka/urok_lit_5_chertov/1.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Бабушка надвое сказала - значение фразеологизма
Веневитинов стихСтих о том как больно мне больноОчаровательные открытки с днем рожденьяОткрытка с совами для мамыТрафареты поздравления с юбилеем


Синонимы в прозе Синонимы в прозе Синонимы в прозе Синонимы в прозе Синонимы в прозе Синонимы в прозе Синонимы в прозе Синонимы в прозе